2."КОРОЛЕВСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ".
В 100-клеточных шахматах "Королевская вертикаль" "е" обретает особое, магистральное значение по сравнению с другими вертикалями. В новых шахматах "темные" квадраты "Королевской вертикали",в целях
контрастного разделения шахматной доски на фланги, цветового выделения основной вертикали, окрашены в красный цвет и "Королевская вертикаль" может называться "красной вертикалью".
Шахматные фигуры: Король, Генерал, Шут и Пешка, находящиеся на "Королевской вертикали" функционально усиливаются и получают название "сильных" фигур. Шахматная фигура, покинувшая "Королевскую вертикаль",
становится "обычной" шахматной фигурой. Фигура, пришедшая вновь на "Королевскую вертикаль", становится снова "сильной" и т.д..
Количество приходов шахматной фигуры на "Королевскую вертикаль" и уходов с нее не учитывается.
Фигура, находящаяся на "Королевской вертикали", специального обозначения не имеет.
4.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
1.По образцу классических шахмат, в игре в 100-клеточные шахматы принимают участие две группы шахматных фигур, имеющих различную окраску ("белые", "черные"). Каждая из групп содержит 10 Пешек,8
традиционных шахматных фигур и 2 дополнительные разноплановые шахматные фигуры. Шахматные фигуры традиционного ряда сохраняют все, свойственные им, функции и игровое предназначение.
Увеличение количества игровых квадратов на новой шахматной доске позволяет расширить спектр действий известных шахматных фигур и такие фигуры как Ферзь, Садья, Слон усилились. За счет увеличения
игрового пространства на шахматной доске указанные фигуры обрели дополнительные возможности для маневрирования в ходе игры и контроля вновь появившихся игровых полей.
2.В связи с появлением на новой шахматной доске 2-х дополнительных вертикалей "i" и "k", в состав шахматных фигур добавляется по 2 Пешки с каждой стороны, занимающих места в "Пешечных рядах" (2-я и 9-я
горизонтали),внешний вид которых и функциональные свойства, ничем не отличаются от традиционно существующих Пешек.
3.К известному ряду шахматных фигур, дополнительно вводится в каждую группу по 2 новые разноплановые шахматные фигуры под названиями: "Генерал" и "Шут".
Новые шахматные фигуры принципиально отличаются от традиционно существующих шахматных фигур не только своими внешними признаками, но и функциональным предназначением каждой из них, внося дополнительное
разнообразие и динамику в шахматную игру.
Фигуры Генерал и Шут действуют в известном игровом режиме: могут совершить ход, сбить любую фигуру противника, защитить собственные фигуры, объявить "шах" Королю и ставить ему "мат".
В описаниях настоящих Правил игры я обозначаю наименования фигур Короля, Ферзя, Генерала и Шута с большой буквы потому, что указанные фигуры, у каждой из сторон, представляются в единственном экземпляре
и носят имена собственные. К примеру: "Король", "Генерал", "Шут", "Ферзь" - не просто, наименования "должностей", существующих при шахматном "Королевском дворе", а персональные названия каждой из фигур.
Шахматные фигуры Генерал и Шут одинаковые по высоте и размеры их высот составляют среднеарифметическую величину (примерно) между высотами фигур Ферзя и Слона.
5.ШАХМАТНАЯ ФИГУРА "ГЕНЕРАЛ".
Генералы перед началом шахматной партии находятся на полях: g1 ("белые" фигуры) и g10 ("черные" фигуры).
В нотациях, шахматная фигура Генерал обозначается русской буквой "Г" и имеет графическое изображение, символизирующее шахматную фигуру в виде знака, применяемого в диаграммных схемах. (Рис. 1).
Генерал ходит, атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры по вертикали и горизонтали в пределах двух соседних полей во всех направлениях. Это значит, что Генерал может ходить,либо на
соседнее поле, либо через квадрат. Таким же образом, Генерал может брать фигуры противника и защищать собственные. Указанные ходы Генерала называются "прямыми". В диагональных направлениях Генерал не функционирует
Кроме "прямых" ходов, Генерал может совершать ходы, "огибающие" соседние поля, таким же образом, брать фигуры противника и защищать собственные фигуры. Важно, чтобы соседние квадраты,находящиеся
по вертикали и горизонтали, при этом, были свободны.
Генерал не может "прыгать" через фигуру (собственную или противника), расположенную на соседнем, по вертикали или горизонтали, поле.
Находясь, условно, в середине шахматной доски, Генерал, кроме занимаемого квадрата, одновременно контролирует 12 полей различного цвета.
Король и Генерал одинокому Королю противника "мат" ставят. Получается, что Генерал по своим силовым показателям превосходит фигуру Шута, Коня или Слона, взятую в отдельности и может получить статус
"полу-тяжелой" фигуры.
7.ШАХМАТНАЯ ФИГУРА " ШУТ".
Шуты, перед началом шахматной партии находятся на полях: d1 ("белые" фигуры) и d10 ("черные" фигуры).
В нотациях шахматных партий Шут обозначается русской буквой "Ш" и имеет графический образ в виде символа, абстрактно напоминающего реальную фигуру, созданную по известным принципам изображения шахматных
фигур, применяемых на диаграммных представлениях в шахматной литературе. ( Рис. 2).
Шут ходит, атакует фигуры противника и защищает собственные фигуры по диагонали в пределах двух соседних квадратов во всех направлениях.
Спектр действий Шута распространяется на рядом находящиеся квадраты и следующие после них. Это значит, что Шут может ходить либо на соседнее поле по диагонали, либо через квадрат. Таким же образом Шут
может брать фигуры противника и защищать собственные. Вышеуказанные ходы Шута называются "прямыми".
Кроме "прямых" ходов, Шут может совершать и "огибающие" соседние клетки ходы, таким же образом, брать фигуры противника и защищать собственные фигуры. Важно, чтобы соседние квадраты,находящиеся по
диагонали,при этом, были свободными.
Шут не может "прыгать" через фигуру. Если соседний квадрат, расположенный по диагонали, занят фигурой (собственной или противника), то в этом случае все действия Шута в данном направлении не производятся.
Какие-либо действия в вертикальном или горизонтальном направлениях Шуту не свойственны.
Находясь, условно, в середине шахматной доски, Шут, кроме занимаемого квадрата, одновременно контролирует 12 игровых полей одного цвета, в то время, как Конь одновременно может контролировать только 8
полей, кроме занимаемого. В процессе игры Шут "свой цвет" не меняет (по принципу "белопольного" Слона, или "чернопольного" Слона). "Белые" фигуры - "белопольный" Шут, "черные" фигуры - "чернопольный" Шут.
В связи с тем, что Шуты играют на разноцветных полях, то вступить в схватку друг с другом они не могут. "Белый" Шут не может побить "черного" Шута и наоборот. В такой расстановке сил кроется некоторый
смысл названия шахматной фигуры. В реальной жизни, люди, исполнявшие роли Шутов, бойцовскими качествами, скорее всего, не обладали, но умели мастерски строить всевозможные интриги, сталкивая между собой другие силы Королевского двора.
Король и Шут одинокому Королю противника "мат" не ставят, как не ставят мат одинокому Королю противника Король + Конь, или Король + Слон. По своей силе Шут принадлежит к числу "легких" фигур.
Примечание: в случае проведения проходной Пешки "белыми" фигурами на Шутов квадрат (d10), среди "белых" фигур появится "чернопольный" Шут. Это объясняется тем, что квадраты одной вертикали на крайних
противоположных горизонталях окрашены в различные цвета.
Цвет поля шахматной доски, на котором произошло превращение проходной Пешки в фигуру (Шута или Слона) - определяет "полецвет" фигуры для игры в дальнейшем.
8."СИЛЬНЫЙ" ШУТ.
Шахматная фигура Шут, занимающий любой из квадратов, находящихся на "Королевской вертикали", называется "сильным" Шутом. "Сильный" Шут способен контролировать диагональные линии во всех направлениях
и по всей шахматной доске, уподобляясь фигуре Слона, но с дополнительными правами, позволяющими совершать "огибающие" соседние поля, ходы. В этом случае, Шут по силе превосходит Слона.
При уходе Шута или Генерала с "Королевской вертикали", названные фигуры теряют силу, выражающуюся в способностях контролировать игровые линии по всей шахматной доске и становятся "обычными" фигурами
с правами, присущими данным фигурам изначально.
При повторном занятии Шутом или Генералом любого квадрата, расположенного на "Королевской вертикали", данные фигуры вновь обретают качества "сильных" фигур. При уходе с "красной вертикали",эту способность
теряют и т.д..
Шуты и Генералы в процессе игры могут занимать "Королевскую вертикаль" неограниченное количество раз и находиться на "красной вертикали" неограниченное количество времени (ходов). Находясь на "Королевской
вертикали", Шуты и Генералы могут объявлять "шах" и давать "мат" Королю.
"Дальнобойность" Шутов и Генералов, находящихся на "красной вертикали", свойственна только для "прямых" ходов указанных фигур и на "огибающие" ходы не распространяется. "Огибающие" ходы этими
фигурами в данном случае совершаются в пределах правил.
Дополнительных символических обозначений для "сильных" фигур не существует.